Таврiя

Футбольний клуб з Сімферополя

Офіційний сайт

31 березня 2011, 14:12
Інше

Александр Гайдаш: "Желание тренировать не исчезло"

Александр Гайдаш уникален тем, что пять раз приходил в "Таврию". Он был прирожденным бомбардиром. Ему не хватило всего лишь пяти мячей, чтобы войти в символический "Клуб-100 Сергея Реброва". В интервью "Украинскому футболу" Александр Гайдаш рассказал о своей футбольной карьере и о том, почему сейчас не складывается его тренерская деятельность.

- Александр, как начинал свой путь в футболе?

- Карьеру начинал в команде с ярким названием "Факел", где тренером работал Николай Петрович Кравцов. Наступил переломный для меня 1980 год. Из-за серьезного заболевания (ревматизм ног) с июня по декабрь пролежал в больнице. В это время, в ждановский школе № 62, в которой я учился, был организован специализированный класс по футболу. Из-за болезни я в него не попал. Организовал его футбольный специалист Петр Ефимович Шульман. Во время нашей январской встречи он меня убедил, что надо продолжать заниматься футболом. И в этом мне очень помог, придумывая различного вида упражнения на укрепление здоровья и мышц ног. С восьмого класса я продолжил занятия футболом в ДЮСШ № 3 и благодаря этому преодолел болезнь.

- Твои футбольные кумиры в детстве?

- В 70-е годы прошлого столетия мы могли смотреть преимущественно советский футбол, поэтому мог выделить для себя трех динамовцев: киевлянина Олега Блохина, осетина Валерия Газзаева и тбилисца Владимира Гуцаева.

- Как прошел твой переход из второлигового "Новатора" в донецкий "Шахтер"?

- В августе 1984 года, когда мы принимали участие в международном юношеском турнире, который проходил в Донецке, состоялось мое первое знакомство с тренерами донецкого "Шахтера" Виктором Васильевичем Носовым и Михаилом Васильевичем Калининым. До 1986 года играл преимущественно в дубле "горняков".
В декабре 1986 года был призван в армию, принял присягу, вернулся обратно в "Шахтер", где и выступал до лета 1987-го, в основном за дубль "горняков". Запомнилась игра с тбилисскими динамовцами. Накануне матча основного состава была проведена встреча между дублерами тбилисцев и "горняками". Дублеры дончан одержали победу 4:0, где я забил все четыре мяча и был поощрен тем, что на следующий день попал в запас в "основу". В ее игре на 70-й минуте, при счете 0:0, я вышел в основном составе "Шахтера" и уже на 71-й минуте заработал пенальти (матч закончился со счетом 1:1. - Прим. авт.) Кстати, комментатор о четырех моих голов за дубль рассказал по телевидению. Как мне рассказывали позже, этот матч смотрел весь армейский коллектив из Киева, и главный тренер сказал: "Он же проходит службу в армии, поэтому и должен быть у нас!". Что и произошло позже. Перед переездом в Киев у меня состоялся разговор с главным тренером донецкого "Шахтера" Олегом Петровичем Базилевичем, который обещал, что за месяц я попаду в московский ЦСКА (это позже и произошло), а до конца года они меня вернули обратно из Москвы.

- Кто из футболистов "Шахтера" над тобой "шефствовал"?

- В донецком "Шахтере" мы жили в служебной квартире, и к нам в гости всегда заходили игроки основного состава. Отношения складывались добрые, особенно вспоминаю звезд "горняков" тех времен: Алексея Варнавского, Сергея Журавлева, Олега Смолянинова, Игоря Петрова, Сергея Морозова, Валентина Елинскаса, которые во всех вопросах футбольной и бытовой жизни оказывали нам, молодым игрокам, помощь. К сожалению, некоторых из них уже нет рядом с нами.

- Интересной историей стал твой переход в "Таврию"...

- 5 декабря 1988 года я был в отпуске в Подмосковье. Мобильных телефонов в то время еще не было, и меня вызвали на почту, на междугородние переговоры. Оказалось, что это был Анатолий Николаевич Заяев, который пригласил меня в команду. Все забываю у него спросить, как он меня там нашел? 28 декабря он прислал в Жданов командный автобус и привез меня в Симферополь. Клуб предоставил мне квартиру, я написал заявление на работу и таким образом стал игроком "Таврии". В 1989 году тренером "Таврии" был уже Николай Петрович Павлов. Создавалась новая команда, были приглашены известные футболисты: Сергей Морозов, Леонид Гайдаржи, Борис Тропанець, Сергей Савченко, Шамиль Исаев... Первый сезон выступления в "Таврии" запомнился мне шестым местом в чемпионате СССР среди клубов первой лиги, а я стал третьим бомбардиром первенства, забив 27 мячей. Тогда удалось создать боеспособный коллектив.

- Отыграв до 1991 года в "Таврии", у тебя возник неожиданный вариант с клубом турецкой суперлиги, стамбульским "Сариерспором". Почему не задержался в Турции?

- После окончания сезона 1991 года уже знали, что "развалится" чемпионат СССР по футболу, и Анатолий Николаевич Заяев вместе с Иваном Вишневским, который играл в этом турецком клубе, договорились с руководством "Сариерспора", чтобы я смог приехать на просмотр. В середине ноября 1991 года мы вместе с Анатолием Николаевичем вылетели в Стамбул, где нас встретил Иван, а 25 ноября я подписал контракт. Впечатление на тренеров турецкого клуба произвел неплохое, потому что в нескольких важных матчах забивал. А не удалось заиграть в Турции из-за череды травм. Летом 1992 года было предложение от Павлова перейти в "Днепр". Он обещал помочь с турецким трансфером, но возникли проблемы, и переход в "Днепр" сорвался. Я вернулся в Симферополь, и с лета 1992 до августа 1993-го выступал за "Таврию".

- За границей поиграл еще в Израиле...

- В декабре 1993 года я выехал в Израиль, все было организовано руководством симферопольского клуба и израильским агентом Борисом Норманом. С подписанием контракта не было проблем, потому что перед отъездом в ту страну было приглашение в сборную Украины на товарищеский матч с ее сборной. Поэтому моя фамилия была в Израиле на слуху. Но в первой же игре за "Маккаби" (Герцлия) серьезно травмировался и выбыл на два месяца. Восстановившись, пытался заиграть на прежнем уровне, но этому мешал лимит на легионеров, и на моей позиции неплохо играл другой иностранец. Пришлось искать новый клуб. С одним даже подписал контракт, а утром он обанкротился. Возвращался в Израиль и позже, в 1996 году. Был один интересный эпизод с моими смотринами в этой стране. Приехав на товарищескую игру в составе "Маккаби" из Петах-Тиквы, сыграл за них матч. Мы выиграли 9:1, я забил 8 мячей и надеялся, что подпишу контракт, но услышал: "Сегодня не было на игре главного менеджера этого клуба". А на следующее утро я плохо себя чувствовал, поэтому ему как игрок не подошел. Контракт в итоге сорвался. За два дня до отъезда в Симферополь один из местных журналистов посоветовал съездить в "Маккаби" (Явне), где создавалась новая команда во главе с тренером, бывшим капитаном "Ливерпуля" Ави Коеном. Знакомство с ним произошло на следующий день после моего приезда, во время двусторонней игры, в которой он и сам принимал участие, закрывая правую бровку. Через 10 минут после начала этой игры он дважды навесил в штрафную и я, воспользовавшись его навесами, забил два мяча. После тренировочной игры он меня обнял и без лишних разговоров предложил подписать контракт. В этом клубе даже неплохо получалось: забил за сезон в чемпионате и Кубке 13 мячей.

- Матч за главную команду страны помнишь?

- Безусловно. Для каждого футболиста выступления в сборной является высоким показателем его профпригодности, и, по моему мнению, очень престижно надевать футболку своей национальной сборной. В 1993 году тренировали команду Олег Петрович Базилевич и Николай Петрович Павлов. Они знали меня по совместной работе на клубном уровне, поэтому, когда поступило приглашение, я с радостью откликнулся. Весной 1993 года сыграл против сборных Израиля и Литвы, тренеры наигрывали состав, поскольку Украина не принимала участия в те годы в официальных международных турнирах. У меня от этих матчей остались самые теплые и незабываемые воспоминания, ведь приезжали ребята из всей Украины, лучшие футболисты клубов нашей "вышки" и легионеры Третьяк, Кандауров...

- В очередной раз тогда вернувшись в главную команду Крыма после выступлений за рубежом, снова станешь лидером и рекордсменом по забитым мячам в чемпионатах Украины. Этому способствовала сильная линия полузащиты или другие причины?

- С середины 1996 года и до конца 1999-го выступал за "Таврию". В клубе в это время происходили необъяснимые вещи. Тогда у симферопольцев были проблемы с финансированием, и я, как капитан команды, интересовался у руководства, почему ребята должны получать за 40 дней то, что им принадлежит за 30. Это, конечно, не могло нравиться. Команда показывала неплохой футбол. Пришлось искать другие варианты. Хотя мне было уже 33 года, поступило приглашение из Запорожья от Мирона Маркевича, но меня "перехватили" представители мариупольского "Металлурга", с которым подписал контракт на два года. Затем произошла автомобильная авария, восстановление. Отыграв несколько сезонов в Мариуполе, вернулся в "Таврию", где в 2003 году завершил активные выступления. К своим рекордам отношусь спокойно, ведь без хороших партнеров по команде их просто бы не было.

- Большинство мячей были забиты ударами головой - это врожденный талант или наработано многолетними тренировками?

- Отмечу, что каждому свое, поэтому больше склоняюсь к врожденному таланту. Ведь он или есть, или его нет.

- Дуэт нападающих "Таврии" Антюхин - Гайдаш наводил страх на соперников, и защитники не знали противодействия вашей игре. Саша, как вам обоим удавалось на протяжении нескольких сезонов удерживать высокую результативность и, главное, - показывать интересный атакующий футбол?

- С Алексеем мы понимали и дополняли друг друга, никто не тянул на себя одеяло. И сам забивай, и другому не мешай. Но без команды мы были бы никем, коллектив в "Таврии" в то время был дружный и, главное, сыгранный. Поэтому с Алексеем у нас все получалось, и мы старались радовать своей игрой болельщиков.

- Что мешало "Таврии" тех лет показывать высокие результаты в украинских турнирах? Тем более, что состав команды был крепкий - Левицкий, Смигунов, Волков, Есин, братья Кунденки, Опарин, Осипов, Антюхин...

- Да, действительно игроки были индивидуально сильные, команда имела свой остроатакующий стиль игры. Немало ребят получали приглашения от "Шахтера" и киевского "Динамо". А о причинах наших неудач лучше спрашивать не меня, а тренеров, которые отвечали за результат и турнирные показатели.

- На твой взгляд, кто из нынешних нападающих "Таврии" способен на стабильную результативность и, главное, на классный футбол?

- Прежде всего, Лаки Идахор. Нигериец на протяжении нескольких сезонов является стержневым игроком команды. К сожалению, ушел из "Таврии" Александр Ковпак, сильный нападающий и лидер команды последних лет.

- "Таврии" по силам повторить успех прошлого сезона?

- Думаю, что нет. Хотя в первую шестерку команд "Таврия" еще может попасть, но прошлогодний успех в Кубке Украины повторить сложно, ей тогда в Кубке повезло со жребием. Важнейшая для команды игра была в финале, где действительно порадовала своих болельщиков и других любителей футбола. А сейчас важно, как быстро руководство клуба поймет, что нужно вкладывать деньги в детско-юношеский футбол, создавать условия и воспитывать своих местных игроков, а не привозить со всего мира посредственных.

- Александр, как тебе удавалось на протяжении долгих сезонов находиться в оптимальной спортивной форме, в чем секрет?

- После 30 лет понял, что жизнь в футболе может скоро закончиться, поэтому и стал больше внимания уделять здоровью и тренировочному процессу.

- Какой матч и гол в карьере запомнились больше всего?

- Игра с киевским "Динамо" 24 сентября 1998 года. Проигрывая по ходу матча в родных стенах со счетом 0:3, мы смогли сравнять счет, показав в той встрече замечательную игру и главное - волевой характер. Героем встречи стал Алексей Осипов, сделав хет-трик. По моему мнению, все те, кто видел ту игру или принимал в ней участие, запомнят её на всю жизнь. Собственно отмечу свой гол, забитый "Кузбассу" из Кемерова на пятой минуте матча, ведь сделал это почти с центра поля.

- Вспомни своего лучшего ассистента на футбольном поле.

- Их было двое: Шамиль Исаев и Сергей Шевченко.

- Закончив карьеру футболиста, ты достаточно плодотворно работал тренером с командами Крымского полуострова, а потом исчез из поля зрения... Пропало желание тренировать?

- Желание тренировать не исчезло. По моему личному мнению, самое сложное в работе тренера - найти нужных игроков, с которыми можно плодотворно работать. Но, к сожалению, сейчас надо искать не игроков, а президентов клубов, которые платят зарплату и премиальные, имея при этом свои взгляды на футбол. Во время моей тренерской деятельности мои взгляды часто не совпадали со взглядами руководства клубов. И я понял, что сейчас легче отойти от футбола, чем просто присутствовать в нем - со своим мнением о футболе, команде, чего никто не хочет слышать в большинстве случаев.

- Один из твоих сыновей продолжает карьеру футболиста?

- Да. Андрей был на просмотре в клубе второй лиги МФК "Николаев". Возможно, подпишет соглашение. До этой команды он играл в дубле харьковского "Металлиста".

- Юрий Калитвинцев способен возглавить сборную Украины?

- Конечно. Прежде всего, его преимущество - в психологическом и игровом планах. Он уже долгое время находится в главной команде страны, знает возможности многих исполнителей. Назначение другого тренера может негативно повлиять именно на конструктивное понимание игровой модели и на психологический баланс сборной. Очень хочу, чтобы главным тренером был Юрий Калитвинцев. К тому же, у него уже есть достаточно положительного опыта работы на уровне молодежных команд.

- Сам продолжаешь играть и наблюдать за футболом?

- Играю за одну из ветеранских команд на первенство Крыма и получаю большое удовольствие. В ней выступают немало известных игроков: Дмитрий Демьяненко, Андрей Опарин, Сергей Леженцев, Алексей Осипов, Сергей Шевченко, Алексей Антюхин... За футболом слежу по телевидению, а когда есть свободная минута, то получаю информацию из различных СМИ.
Відправити
  • Комментарии
Работает на Disqus