31 грудня 2010, 16:22
Інше
Анатолий Заяев: "Если бы меня пригласили в сборную, я пошел бы работать даже сторожем!"
Заслуженный тренер Украины Анатолий Заяев поделился своими впечатлениями о прошедшем футбольном годе.
— Анатолий Николаевич, позади 2010 год. Каково ваше самое яркое футбольное воспоминание о нем?
— 2010 год мне запомнится, в первую очередь, разгаром подготовки к Евро-2012. Очень греет душу тот факт, что у нас уже построены такие прекрасные стадионы в Днепропетровске и Донецке, и сооружение продолжается еще в нескольких городах Украины. Также отмечу и факт строительства новых дорог, ведь я объездил полмира, и на примере других стран всегда удивляло отсутствие нормальных дорог дома, а еще — аэропортов, гостиниц. Сейчас над этим работают.
Из чисто игровых моментов, отмечу выход «Шахтера» в плей-офф Лиги чемпионов. В 2010-м году «горняки» приятно удивляли.
— То есть, если говорить именно о подготовке Украины к домашнему Евро, то за прошедший год мы заслужили твердую «пятерку»?
— Думаю, что да. Грустить мне приходится по тому поводу, что Симферополь не поборолся за право принимать матчи чемпионата континента у себя. Думаю, здесь вина лежит на руководстве республики. Люди, которые занимаются здесь футболом, несерьезно отнеслись к такой возможности, недооценили возможности Крыма. Я побывал в разных экзотических местечках планеты, но красивее Крыма ничего не видел. Мы просто сейчас не понимаем этого, и постигнем это разве что на том свете.
— Как жителю Крыма вам заметно, что подготовка прогрессирует и в вашем регионе, который, несомненно, тоже станет туристическим плацдармом 2010 года?
— Заметно, ведь новое руководство страны всерьез взялось за дело. Говоря конкретно о каких-то вещах, отмечу, например, что в Симферополе, где я и живу, постоянно строятся дороги. Сейчас уже можно ехать по городу, а не прыгать по холмам!
— В этом году произошло немало ярких событий, впрочем, основное внимание было приковано к главной команде страны — национальной сборной Украины. Стала ли работа Маркевича новым толчком к определенным футбольным свершениям в будущем?
— Знаете, мне кажется, что нам нужно уже давно отойти от темы Маркевича, ведь он уже давно ушел из сборной — якобы по собственному желанию. Но ситуация сложилась такая: когда был Валерий Васильевич, мы говорили о нем и его концепции игры. Но сейчас мы можем посмотреть на игру «Барселоны», которая переигрывает «Реал» с лучшим тренером планеты во главе (как говорит сейчас большинство), но Гвардиола никогда не играл по Лобановскому, не так ли? Я веду к тому, что не может такого быть: мол, «один я умный, а все вокруг — болваны». Нет, в Украине живут очень красивые и образованные люди! Мы просто пока не научились правильно использовать все наши богатства. И это при том, что Украина — самая красивая страна в мире. Это я вам говорю как человек, который увидел немало в своей жизни.
Возвращаясь к Маркевичу, думаю, что получилось довольно некрасиво. Все меня спрашивают, почему Мирон Богданович ушел. А я не знаю, почему! Поэтому и говорю иначе: если бы меня пригласили в сборную, я пошел бы работать даже сторожем! Для меня сборная — это нечто величественное и значимое, я бы ни под кого не подставился. Давайте лучше сменим тему, потому что некрасиво сейчас уже об этом говорить, к тому же, Маркевич всего-навсего тренировал команду в режиме товарищеских встреч.
— Мирон Богданович из всех тренеров сборной первым начал доверять игрокам из посредственных украинских клубов. Как думаете, что мешает таким футболистам, как Федецкий, Кожанов, Кулаков и другим, продемонстрировать высокий уровень на европейской арене, ведь в национальном чемпионате у них действительно получается чуть ли не все?
— Думаю, футболист будет прогрессировать тогда, когда будет играть в сильнейшей команде и будет к этому стремиться. Если сейчас взять первую пятерку команд национального первенства, то каждый в ней разместился на своем месте, все — закономерно. А относительно названных вами фамилий считаю: в сборной должны играть только игроки из больших клубов, а из маленьких — лишь редкие исключения. В свое время Колотова приняли в сборную из команды какого-то села — и он стал блестящим футболистом. А сейчас таких игроков, которые появлялись бы в первой или второй лиге, нет. Это удручает, но этому есть объяснение: все лучшие кадры сосредоточены в Киеве и Донецке. Другие города на детский футбол мало обращают внимания.
— Поговаривают, что Марчелло Липпи уже практически стал главным тренером нашей сборной. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Да зачем он нам нужен? Мы еще до него не доросли. Мы не поймем его, а он нас. Мы сейчас стремимся в Европу и равняемся на европейский футбол. Сначала нам нужно перестать лишь стремиться, а, наконец, все-таки стать частью футбольной Европы, перейти от замыслов и мыслей к делу.
— То есть Калитвинцев для сборной — идеальный вариант?
— Несомненно! Я его знаю еще со времен, когда он играл за «Ротор». Юрий — очень серьезный и профессионально сильный человек, который умеет воспитывать футболистов, что он доказал на примере собственного сына. К слову, накануне в Симферополе прошел поединок, в котором соревновалась команда моих бывших подопечных и... их детей, представьте себе! А сейчас молодежь никому уже не нужна! Мы продолжаем перебирать игроков пенсионного возраста, а потом хотим, чтобы в нашей сборной появился некий звездный футболист! Я уже шесть лет, как оставил «Таврию», и с тех пор они не могут воспитать ни одного футболиста для первой команды. Я вообще считаю, что это — преступление!
— Если говорить о крымском футбол, приверженцем которого вы, несомненно, являетесь, самым важным событием в году для вас должна была стать именно победа «Таврии» в розыгрыше национального Кубка. Не так ли?
— А что в этом особенного? Я Кубок тоже выигрывал в 1974 году. А в 1994-м проиграл в финале по пенальти.
— Почему эта победа и трофей не стали для симферопольцев поводом стать еще сильнее, ведь затем начался практически развал команды?
— Если вы видели ту финальную игру в Харькове, то должны понимать, что та победа — дело случая и счастливого стечения обстоятельств. А турнирная сетка на пути к финалу — та еще история. Команда даже в полуфинале играла против перволиговой «Волыни».
— Освобождение Пучкова стало логическим итогом его работы?
— Думаю, что да, потому что команда не прогрессировала. А какие новобранцы приходили в команду? Им пора на пенсию, а их все еще в «Таврию» зовут! Не понимаю, кто позволяет это делать? Я, знаете, как охарактеризовал эту трансферную политику? — ""Таврия" приглашает игроков старше меня". Могли бы позвонить мне, я бы тоже мог выйти и сыграть, помочь команде...
— Но, с другой стороны, тогда говорилось, что руководство клуба вроде отказалось тратить большие деньги на новых футболистов?
— Не верю в это, потому что «Таврия» — команда Дмитрия Фирташа. Не думаю, что он такой бедный, что не может дать денег. Думаю, их сейчас в клубе предостаточно. К слову, я когда-то удерживал всю команду месяц за те же деньги, которые сейчас получает один футболист. Для меня это смешно, потому что денег, повторюсь, достаточно. Другое дело, что в клубе есть люди... Ну, не все всем дано в этой жизни.
— Хотелось бы у вас спросить и о созданной ялтинской «Жемчужине». Как оцените перспективы этого клуба?
— Пока точно не известно, но если команда таки будет создана, то я буду очень счастлив по этому поводу. А перспективы будут зависеть от человека, который будет вливать средства в клуб, если таковой, конечно, найдется.
— Другая, неизбежная для нас тема — провал газзаевского «Динамо». Сейчас ходят слухи: мол, Георгиевич — просто слабый тренер с устаревшим видением футбола.
— Газзаев — прекрасный тренер. И он это доказал результатами в «Алании» и ЦСКА. А выиграть Еврокубок тоже надо уметь, особенно для России. Украинским клубам сделать это легче, потому что после распада Союза весь мир полюбил нашу страну, узнав о нас истину.
Газзаев мог ошибиться, когда он отказался от услуг Алиева, зато болельщики восприняли это очень неоднозначно. Валерий Георгиевич с самого начала мог почувствовать, что все в Киеве настроены против него. И в итоге получилось то, что получилось. Семину, кстати, я звонил в Москву накануне. Я очень счастлив, что в Киев приехал человек, который умеет ставить команде игру и побеждать. Надеюсь, все будет «о’кей».
— Относительно освобождения Газзаева: вы считаете, это сделано вовремя, или, возможно, увольнять его вообще не нужно было?..
— Думаю, Игорь Суркис делал правильно, что не спешил отпускать тренера, но Газзаев молодец, что после поражения в Молдове сам ушел из клуба. Мне бы так же было стыдно проигрывать там.
— «Шахтер» сейчас действительно на голову сильнее «Динамо»?
— Нет, я так не считаю. Такой ситуации, как в Киеве, в Донецке не было никогда — народ был против Газзаева, и это передавалось футболистам. Разница между клубами в том, что если бы я, допустим, был главным тренером «Динамо» и моя команда не прессинговала в то время, как «Шахтер» это делал бы, то я выгнал бы всех игроков!
В киевском «Динамо» не должно быть ни одного человека, который делает на футбольном поле кому-то услуги. Мне нужно, чтобы футболист на каждую игру выходил, как на последний бой. Сейчас это происходит в «Шахтере», на примере того же Срны, который, по версии вашей газеты, стал лучшим легионером чемпионата. Другие игроки его поддерживают в этом. «Динамо» должно строить игру разнопланово: иногда киевляне должны прессинговать на протяжении всей игры, а иногда побеждать на классе.
— Думаете, «Динамо» сможет еще догнать донетчан в своем развитии по всем футбольным аспектам, начиная с клубных матчевых программок, и заканчивая стадионом и, собственно, результатами и игрой команды?
— «Шахтер», конечно же, обязан во всем Ахметову. И президента «горняков», и президента «Динамо» я считаю людьми, которые родились для великих дел. Ведь у нас в стране большинство руководителей клубов, по моему мнению, не соответствуют элементарным требованиям, потому что они чуть ли не тренировать начинают, определять стартовый состав и так далее.
— Анатолий Николаевич, позади 2010 год. Каково ваше самое яркое футбольное воспоминание о нем?
— 2010 год мне запомнится, в первую очередь, разгаром подготовки к Евро-2012. Очень греет душу тот факт, что у нас уже построены такие прекрасные стадионы в Днепропетровске и Донецке, и сооружение продолжается еще в нескольких городах Украины. Также отмечу и факт строительства новых дорог, ведь я объездил полмира, и на примере других стран всегда удивляло отсутствие нормальных дорог дома, а еще — аэропортов, гостиниц. Сейчас над этим работают.
Из чисто игровых моментов, отмечу выход «Шахтера» в плей-офф Лиги чемпионов. В 2010-м году «горняки» приятно удивляли.
— То есть, если говорить именно о подготовке Украины к домашнему Евро, то за прошедший год мы заслужили твердую «пятерку»?
— Думаю, что да. Грустить мне приходится по тому поводу, что Симферополь не поборолся за право принимать матчи чемпионата континента у себя. Думаю, здесь вина лежит на руководстве республики. Люди, которые занимаются здесь футболом, несерьезно отнеслись к такой возможности, недооценили возможности Крыма. Я побывал в разных экзотических местечках планеты, но красивее Крыма ничего не видел. Мы просто сейчас не понимаем этого, и постигнем это разве что на том свете.
— Как жителю Крыма вам заметно, что подготовка прогрессирует и в вашем регионе, который, несомненно, тоже станет туристическим плацдармом 2010 года?
— Заметно, ведь новое руководство страны всерьез взялось за дело. Говоря конкретно о каких-то вещах, отмечу, например, что в Симферополе, где я и живу, постоянно строятся дороги. Сейчас уже можно ехать по городу, а не прыгать по холмам!
— В этом году произошло немало ярких событий, впрочем, основное внимание было приковано к главной команде страны — национальной сборной Украины. Стала ли работа Маркевича новым толчком к определенным футбольным свершениям в будущем?
— Знаете, мне кажется, что нам нужно уже давно отойти от темы Маркевича, ведь он уже давно ушел из сборной — якобы по собственному желанию. Но ситуация сложилась такая: когда был Валерий Васильевич, мы говорили о нем и его концепции игры. Но сейчас мы можем посмотреть на игру «Барселоны», которая переигрывает «Реал» с лучшим тренером планеты во главе (как говорит сейчас большинство), но Гвардиола никогда не играл по Лобановскому, не так ли? Я веду к тому, что не может такого быть: мол, «один я умный, а все вокруг — болваны». Нет, в Украине живут очень красивые и образованные люди! Мы просто пока не научились правильно использовать все наши богатства. И это при том, что Украина — самая красивая страна в мире. Это я вам говорю как человек, который увидел немало в своей жизни.
Возвращаясь к Маркевичу, думаю, что получилось довольно некрасиво. Все меня спрашивают, почему Мирон Богданович ушел. А я не знаю, почему! Поэтому и говорю иначе: если бы меня пригласили в сборную, я пошел бы работать даже сторожем! Для меня сборная — это нечто величественное и значимое, я бы ни под кого не подставился. Давайте лучше сменим тему, потому что некрасиво сейчас уже об этом говорить, к тому же, Маркевич всего-навсего тренировал команду в режиме товарищеских встреч.
— Мирон Богданович из всех тренеров сборной первым начал доверять игрокам из посредственных украинских клубов. Как думаете, что мешает таким футболистам, как Федецкий, Кожанов, Кулаков и другим, продемонстрировать высокий уровень на европейской арене, ведь в национальном чемпионате у них действительно получается чуть ли не все?
— Думаю, футболист будет прогрессировать тогда, когда будет играть в сильнейшей команде и будет к этому стремиться. Если сейчас взять первую пятерку команд национального первенства, то каждый в ней разместился на своем месте, все — закономерно. А относительно названных вами фамилий считаю: в сборной должны играть только игроки из больших клубов, а из маленьких — лишь редкие исключения. В свое время Колотова приняли в сборную из команды какого-то села — и он стал блестящим футболистом. А сейчас таких игроков, которые появлялись бы в первой или второй лиге, нет. Это удручает, но этому есть объяснение: все лучшие кадры сосредоточены в Киеве и Донецке. Другие города на детский футбол мало обращают внимания.
— Поговаривают, что Марчелло Липпи уже практически стал главным тренером нашей сборной. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Да зачем он нам нужен? Мы еще до него не доросли. Мы не поймем его, а он нас. Мы сейчас стремимся в Европу и равняемся на европейский футбол. Сначала нам нужно перестать лишь стремиться, а, наконец, все-таки стать частью футбольной Европы, перейти от замыслов и мыслей к делу.
— То есть Калитвинцев для сборной — идеальный вариант?
— Несомненно! Я его знаю еще со времен, когда он играл за «Ротор». Юрий — очень серьезный и профессионально сильный человек, который умеет воспитывать футболистов, что он доказал на примере собственного сына. К слову, накануне в Симферополе прошел поединок, в котором соревновалась команда моих бывших подопечных и... их детей, представьте себе! А сейчас молодежь никому уже не нужна! Мы продолжаем перебирать игроков пенсионного возраста, а потом хотим, чтобы в нашей сборной появился некий звездный футболист! Я уже шесть лет, как оставил «Таврию», и с тех пор они не могут воспитать ни одного футболиста для первой команды. Я вообще считаю, что это — преступление!
— Если говорить о крымском футбол, приверженцем которого вы, несомненно, являетесь, самым важным событием в году для вас должна была стать именно победа «Таврии» в розыгрыше национального Кубка. Не так ли?
— А что в этом особенного? Я Кубок тоже выигрывал в 1974 году. А в 1994-м проиграл в финале по пенальти.
— Почему эта победа и трофей не стали для симферопольцев поводом стать еще сильнее, ведь затем начался практически развал команды?
— Если вы видели ту финальную игру в Харькове, то должны понимать, что та победа — дело случая и счастливого стечения обстоятельств. А турнирная сетка на пути к финалу — та еще история. Команда даже в полуфинале играла против перволиговой «Волыни».
— Освобождение Пучкова стало логическим итогом его работы?
— Думаю, что да, потому что команда не прогрессировала. А какие новобранцы приходили в команду? Им пора на пенсию, а их все еще в «Таврию» зовут! Не понимаю, кто позволяет это делать? Я, знаете, как охарактеризовал эту трансферную политику? — ""Таврия" приглашает игроков старше меня". Могли бы позвонить мне, я бы тоже мог выйти и сыграть, помочь команде...
— Но, с другой стороны, тогда говорилось, что руководство клуба вроде отказалось тратить большие деньги на новых футболистов?
— Не верю в это, потому что «Таврия» — команда Дмитрия Фирташа. Не думаю, что он такой бедный, что не может дать денег. Думаю, их сейчас в клубе предостаточно. К слову, я когда-то удерживал всю команду месяц за те же деньги, которые сейчас получает один футболист. Для меня это смешно, потому что денег, повторюсь, достаточно. Другое дело, что в клубе есть люди... Ну, не все всем дано в этой жизни.
— Хотелось бы у вас спросить и о созданной ялтинской «Жемчужине». Как оцените перспективы этого клуба?
— Пока точно не известно, но если команда таки будет создана, то я буду очень счастлив по этому поводу. А перспективы будут зависеть от человека, который будет вливать средства в клуб, если таковой, конечно, найдется.
— Другая, неизбежная для нас тема — провал газзаевского «Динамо». Сейчас ходят слухи: мол, Георгиевич — просто слабый тренер с устаревшим видением футбола.
— Газзаев — прекрасный тренер. И он это доказал результатами в «Алании» и ЦСКА. А выиграть Еврокубок тоже надо уметь, особенно для России. Украинским клубам сделать это легче, потому что после распада Союза весь мир полюбил нашу страну, узнав о нас истину.
Газзаев мог ошибиться, когда он отказался от услуг Алиева, зато болельщики восприняли это очень неоднозначно. Валерий Георгиевич с самого начала мог почувствовать, что все в Киеве настроены против него. И в итоге получилось то, что получилось. Семину, кстати, я звонил в Москву накануне. Я очень счастлив, что в Киев приехал человек, который умеет ставить команде игру и побеждать. Надеюсь, все будет «о’кей».
— Относительно освобождения Газзаева: вы считаете, это сделано вовремя, или, возможно, увольнять его вообще не нужно было?..
— Думаю, Игорь Суркис делал правильно, что не спешил отпускать тренера, но Газзаев молодец, что после поражения в Молдове сам ушел из клуба. Мне бы так же было стыдно проигрывать там.
— «Шахтер» сейчас действительно на голову сильнее «Динамо»?
— Нет, я так не считаю. Такой ситуации, как в Киеве, в Донецке не было никогда — народ был против Газзаева, и это передавалось футболистам. Разница между клубами в том, что если бы я, допустим, был главным тренером «Динамо» и моя команда не прессинговала в то время, как «Шахтер» это делал бы, то я выгнал бы всех игроков!
В киевском «Динамо» не должно быть ни одного человека, который делает на футбольном поле кому-то услуги. Мне нужно, чтобы футболист на каждую игру выходил, как на последний бой. Сейчас это происходит в «Шахтере», на примере того же Срны, который, по версии вашей газеты, стал лучшим легионером чемпионата. Другие игроки его поддерживают в этом. «Динамо» должно строить игру разнопланово: иногда киевляне должны прессинговать на протяжении всей игры, а иногда побеждать на классе.
— Думаете, «Динамо» сможет еще догнать донетчан в своем развитии по всем футбольным аспектам, начиная с клубных матчевых программок, и заканчивая стадионом и, собственно, результатами и игрой команды?
— «Шахтер», конечно же, обязан во всем Ахметову. И президента «горняков», и президента «Динамо» я считаю людьми, которые родились для великих дел. Ведь у нас в стране большинство руководителей клубов, по моему мнению, не соответствуют элементарным требованиям, потому что они чуть ли не тренировать начинают, определять стартовый состав и так далее.
Анатолий Волков, "Украинский футбол"
перевод с украинского - tavriya.com.ua
Відправити
Поділитися
Твітнуть