Таврiя

Футбольний клуб з Сімферополя

Офіційний сайт

28 березня 2008, 01:00
Інтерв'ю

Сефер Алибаев: «Радует, что в Симферополе вновь стали ходить на футбол»

Сегодня в нашей традиционной рубрике «Таврия» — гордость Крыма!», посвященной 50-летию флагмана футбола автономии, рассказ о Сефере АЛИБАЕВЕ, в 1992 году вместе с симферопольской командой выигравшем титул первого чемпиона независимой Украины.

Путь Сефера Алибаева в большом футболе начинался, как ни странно, не на клубном уровне, а сразу с юношеской сборной Узбекистана.

— Родом я из Намангана, что в Узбекистане. Футболу, как и большинство ровесников, учился в местной ДЮСШ. Когда мне было лет 15, школа из-за финансовых неурядиц практически прекратила свое существование, тренеры разъехались по другим городам. Но с футболом я не расстался. Повезло, что самых талантливых ребят взяла под опеку республика. В составе юношеской сборной Узбекистана мы не только участвовали в многочисленных на то время турнирах, но и, по сути, тренировались: учились футбольному мастерству, росли как игроки, доказывали свою состоятельность…

До того как оказаться в «Таврии», Алибаев непродолжительный период поиграл в наманганском «Новбахоре» и «отслужил» армию в самаркандском «Динамо».

— Вообще, в конце 80-х — начале 90-х в «Таврии» было много игроков — выходцев из Средней Азии: Сергей Шевченко, Николай Турчиненко, Игорь Лялин, Талят Шейхаметов… Я как-то подсчитал: восемь человек набралось. Сейчас бы сказали, что в тот период команда ориентировалась на азиатский футбольный рынок. Хотя, думаю, получилось это в большей степени случайно: разваливался Советский Союз, таланты из Узбекистана, Таджикистана, других среднеазиатских республик, естественно, хотели играть в командах, которые были на виду в России и на Украине, вот и предлагали свои услуги. Конечно же, Анатолий Николаевич Заяев, занимавшийся комплектованием «Таврии», не спал. Отдать должное мэтру, брал он исключительно тех ребят, которые легко вливались в коллектив и практически сразу же становились его лидерами. Меня в команду, кстати, тоже Заяев пригласил, за что я ему по сей день благодарен…

В составе «Таврии» Алибаев дебютировал в 1992 году, принесшем симферопольской команде титул первого чемпиона независимой Украины.

— Перед стартом в дебютном чемпионате Украины Заяеву удалось собрать в «Таврии» такую обойму игроков, которой, не сомневаюсь, и сейчас бы многие тренеры позавидовали. У Анатолия Николаевича перед каждым матчем была хорошая головная боль: кого из подопечных выпустить на поле, а кого оставить на скамейке запасных. Наверное, тренера выручала просто фантастическая интуиция и умение найти подход к каждому футболисту. В команде был замечательный микроклимат, все ребята чувствовали себя игроками «основы», даже если не всегда в нее проходили. В чемпионском сезоне я провел за «Таврию» ровно половину календарных матчей. Действовал в основном на левом фланге защиты, но пару раз доводилось в интересах команды играть и в центре поля.

«Золотой матч» с киевским «Динамо» во Львове Сефер Алибаев, разумеется, вспоминает не без ностальгии.

— Естественно, определенное волнение было — если футболист не волнуется, ему, пожалуй, пора вешать бутсы на гвоздь. Но Заяев, как мог, раскрепостил нас перед игрой — все-таки задачу выхода в финал «Таврия» выполнила. Получится прыгнуть выше головы — замечательно, нет — никто нас не осудит. Никакой специальной подготовки к решающему поединку не вели, тренировались в обычном режиме. Во Львов прилетели в день игры. Традиционный распорядок: обед, отдых, установка на игру, отъезд на стадион. Чувствовалась самоуверенность в глазах динамовцев: финал они воспринимали, как пустую формальность, поэтому еще до выхода на поле вели себя как победители. Я понимаю: для команды, немало поигравшей в Европе, какая-то «Таврия», пусть и выигравшая свою подгруппу в чемпионате страны, просто не могла быть раздражителем. Конечно, все было на стороне соперника. Но киевляне не учли одного: по своему духу, настрою на игру мы оказались сильнее их. Благодаря слаженным действиям средней линии, мы уверенно начали поединок. Не скажу, что владели инициативой, но на каждую атаку динамовцев отвечали своей. Нам с Андреем Опариным на левом фланге довелось противостоять «мотору» команды соперника — Олегу Лужному, и, считаю, с задачей — «максимально снизить его активность» — мы справились успешно. Когда на 76-й минуте Сережа Шевченко поразил ворота Вальдемараса Мартинкенаса, понял, что победу мы уже ни за что не упустим… Помню наше фееричное возвращение в Симферополь. Для дозаправки самолет вынужден был приземляться в Ивано-Франковске, поэтому в Крым мы прибыли за полночь. Встречающих было не много, но зато в честь нашего чемпионства клубному автобусу впервые разрешили выехать непосредственно на взлетную полосу. Конечно, на следующий день нас засыпали поздравлениями, но до масштабных гуляний дело не дошло — не такой человек Анатолий Николаевич, чтобы позволить команде сильно расслабиться. На носу был старт в еврокубковом турнире, да и к новому внутреннему чемпионату нужно было готовиться, тем более что задачу перед нами поставили конкретную: сохранить чемпионский титул.

Как первый чемпион независимой Украины летом 1992 года «Таврия» взяла старт в розыгрыше Кубка европейских чемпионов. В этом турнире крымчане смогли пройти лишь один этап — в 1/32 финала обыграли по сумме двух матчей ирландский «Шелбурн», а вот в 1/16 финала швейцарскому «Сьону» уступили по всем статьям.

— Считаю, прежде всего нам не хватило опыта выступлений в таких соревнованиях. Да и «Сьон», если честно, был не подарок (костяк обороны команды составляли игроки сборной Швейцарии, на острие играли три бразильца, в том числе и Тулио — старший брат нынешней звезды мирового футбола Роналдиньо). Первую игру (гостевую) мы начали уверенно, владели инициативой, уже в дебюте арбитр просто обязан был назначать в ворота соперника пенальти за фол против Шейхаметова, но, увы, его свисток промолчал. Зато уже на 15-й минуте в спорной ситуации рефери удалил с поля нашего вратаря Олега Колесова, и это нас сломало. Пропустив первый мяч, с открытым забралом понеслись вперед отыгрываться, в результате крупно проиграли. Ответный поединок в Симферополе по сути был формальностью…

Постчемпионский сезон в национальном первенстве для «Таврии» получился, к сожалению, провальным: команда заняла лишь десятое место.

— Играть на три фронта (еврокубковый турнир, чемпионат и Кубок Украины) нам оказалось не по зубам. Кроме того, чувствовалось, что в Киеве совсем не желают и в дальнейшем видеть «Таврию» на пьедестале почета. Какой календарь для нас составили — врагу не пожелаешь! Стартовые гостевые матчи чемпионата мы подряд играли с «Днепром», «Динамо» и «Шахтером». О судействе и говорить не хочется — чуть ли не в каждом поединке, даже домашнем, в наши ворота арбитры ставили пенальти. Нас сознательно не пускали наверх! Да еще и соперники настраивались против «Таврии» уже совсем по-другому: обыграть чемпиона — для любого коллектива считается за честь. Вот и оказались мы в итоге в середине турнирной таблицы, хотя команда наша слабее не стала — чемпионский состав полностью сохранился, а некоторые позиции даже удалось усилить…

Еще одна памятная для Сефера Алибаева игра в составе «Таврии» — финал Кубка Украины 1994 года, в котором наши земляки лишь в серии послематчевых пенальти уступили одесскому «Черноморцу».

— Очень напряженный матч был. К сожалению, совсем не зрелищный для болельщиков. Лишь в начале встречи было несколько голевых моментов у тех и других ворот, да на исходе дополнительного времени одессит Виталий Парахневич мощным ударом потряс нашу перекладину. Много борьбы было в центре поля. В общем, логично, что дело дошло до серии 11-метровых ударов. Увы, счастливый билет в лотереи вытянул соперник. Если честно, по эмоциональному накалу, по содержанию, по ряду других критериев финал Кубка даже близко недотягивает до нашего «золотого матча» во Львове.

В 1994 году из чемпионского состава в «Таврии» осталось всего четверо игроков, исключительно защитники: Александр Головко, Игорь Волков, Андрей Опарин и Сефер Алибаев.

— Мы были последними из могикан (смеется). К сожалению, и из «последних» двое вскоре ушли: Саша Головко перебрался в киевское «Динамо», я — в Россию. Процесс смены поколений — обычное явление для любой команды. Благо, на тот момент в Крыму продуктивно работали футбольные школы, на смену ушедшим пришли талантливые Осипов, братья Кунденки, Есин, Назаров, Пятенко — ребята, впоследствии завоевавшие себе славу, кстати, не только в составе «Таврии».

Покинув в 1994 году «Таврию», Алибаев поиграл еще в чемпионате России в составе «Уралмаша» из Екатеринбурга и в родном «Новбахоре» в Узбекистане. В настоящее время Сефер — один из самых успешных футбольных агентов Украины.

— Так получилось, что, завершив карьеру игрока, я не ушел из футбола. Знакомые ребята, которые еще продолжали играть, спровоцировали (в хорошем смысле этого слова) стать футбольным агентом и представлять их интересы. Я с головой окунулся в новое для себя дело и сейчас, если честно, не мыслю без него своей жизни.

Как футбольный агент, Алибаев ведет дела ряда известных футболистов.

— Работаю с киевскими динамовцами Андреем Несмачным, Максимом Шацких, Виталием Мандзюком, Николаем Морозюком, днепропетровцами Вячеславом Кернозенко, Олегом Шелаевым, Сергеем Мотузом, Виталием Лисицким, есть у меня подопечные в «Таврии» и «Черноморце». Считаю, что агент не только должен вести дела состоявшихся футболистов, но и заниматься молодыми талантами, создавать им условия для роста мастерства. Горжусь, что ряду молодых игроков (к примеру, крымчанину Ризвану Аблитарову) именно я дал толчок для дальнейшего обучения.

Сейчас «Таврия» — по-прежнему родная для Алибаева команда: все-таки самые большие достижения в футболе у него связаны с Симферополем.

— А как же может быть иначе? Благодаря «Таврии» я состоялся как игрок, выиграл главные спортивные трофеи в своей жизни, принял участие в еврокубковом турнире… Конечно, я внимательно слежу за выступлениями родной команды. Очень рад, что сейчас «Таврия» вернулась в когорту ведущих клубов Украины, продолжает прогрессировать. В этом прежде всего заслуга новых руководителей клуба — почетного президента Сергея Куницына, генерального директора Николая Гостева, опытнейшего наставника команды Михаила Фоменко. Клуб развивается — и это видно невооруженным глазом, думаю, у него хорошие перспективы. И, конечно же, радует, что в Симферополе болельщики вновь стали ходить на футбол.

Александр Рыженко, «Крымское Время»


Ссылки по теме:
Відправити
  • Комментарии
Работает на Disqus