Таврiя

Футбольний клуб з Сімферополя

Офіційний сайт

19 серпня 2008, 03:05
Інтерв'ю

Валерий Макаров: "Верю, что со временем в "Таврии" будут играть в основном крымские ребята…"

Валерий Макаров

Родился 19 января 1947 года.
Амплуа — вратарь.
В составе «Таврии» выступал с 1965 по 1972 год (с перерывом в 1970 году). В чемпионатах СССР провел за симферопольскую команду 103 матча, в Кубке страны — 6 игр. Также защищал цвета СКА (Одесса), «Металлурга» (Запорожье), «Звезды» (Кировоград) и «Судостроителя» (Николаев).
В настоящее время — тренер ДЮФК «Таврия».
Женат. Супруга Светлана Матяж — известная в прошлом баскетболистка, семикратная чемпионка Украины в составе киевского «Динамо», пятикратный призер чемпиона страны в составе симферопольского «Спартака», в настоящее время — заведующая отделением Симферопольского колледжа Национального университета пищевых технологий.

Вполне могло так случиться, что знаменитый вратарь «Таврии» второй половины 60-х — начала 70-х годов прошлого века Валерий Макаров вовсе не стал бы футболистом. В детстве, в отличие от большинства ровесников, он увлекался другой игрой в мяч — баскетболом.

— В детстве баскетбол для меня, конечно же, был на первом месте. Очень нравилась мне эта игра. Мы с друзьями такие трюки с мячом вытворяли — наверное, звезды НБА сейчас бы позавидовали (смеется). Но однажды все в моей спортивной жизни изменилось. Во время смены в одном из пионерских лагерей между отрядами проводились соревнования по футболу. Меня в нашем отряде, разумеется, сразу же назначили вратарем — все-таки баскетболист не последний, мяч умею ловить. И действительно, получилось неплохо. Лагерный физрук обратил на меня внимание, позже рекомендовал тренерам Симферопольской ДЮСШ-2 (той, что на территории детского парка). Я попал в хорошие руки — к Анатолию Михайловичу Демьяненко. Он многое мне дал: не только вырастил в профессионального футболиста и научил по-настоящему любить спорт, но и жизни по большому счету научил.

Вскоре талантливого юношу заметили в «Таврии», и уже в 17-летнем возрасте он надел футболку лучшего крымского клуба.

— У нас была очень хорошая юношеская команда. Из нее в «Таврию» попал не только я, но и Николай Климов с Анатолием Майбородой. Это был 1965 год. Мы провели с «Таврией» предсезонный сбор в Алуште. Борис Горелов, тогдашний старший тренер симферопольцев, остался о нас хорошего мнения и включил в заявку команды. Очень было сложно — все-таки разница между юношеским и взрослым футболом существенна. А вратарская позиция — одна из ключевых. В те годы (да и сейчас, впрочем, тоже) принято было считать, что вратарь «основы» должен быть зрелого возраста — с опытом, игровой практикой. А я стал сменщиком Володи Якубовского в 17 лет. В команде, в которой из-за травмы только-только закончил играть легендарный для «Таврии» голкипер Эммануил Анброх. Хотя, знаете, никакого страха не было. Была ответственность. Колоссальнейшая. Очень хотелось не подвести команду, тренеров и болельщиков. Правда, место в воротах мне доверили только в конце сезона: дважды выходил на замену — один раз на 15 минут, второй — на целый тайм. И не пропустил ни одного мяча, чем был безумно горд.

Как водится, молодого игрока сразу же взяли под опеку ветераны команды, за что он им до сих пор благодарен.

— Не только меня, но и других молодых ребят. Думаю, это хорошая традиция в футболе (да, наверное, и вообще в спорте), когда ветераны помогают стать на ноги молодежи. Попробуй нарушь режим или сачкани на тренировке — за это можно было и по шапке от старших товарищей получить. Конечно, многое поначалу не нравилось, но сейчас понимаю, что не будь такой опеки — возможно, никогда бы настоящим футболистом и не стал. Поэтому с большой теплотой вспоминаю футбольные университеты от Анатолия Глухоедова, Виталия Живицы, Николая Гостева…

В «Таврии» Валерий Макаров провел семь сезонов — с 1965 по 1972 год (с перерывом на время армейской службы в одесском СКА). Самый памятный для него сезон — 1967 года.

— Год и счастливый, и трагичный для меня одновременно. Я только-только стал основным вратарем «Таврии», получил вызов в молодежную сборную СССР — и тут серьезнейшая травма: перелом дужки пятого поясничного позвонка. Врачи не то что футболом, вообще спортом заниматься запретили. Говорили: останешься инвалидом на всю жизнь. Но я без футбола себя уже не мыслил и твердо решил: буду играть. Очень тяжело восстанавливался. К счастью, опасения врачей не подтвердились: я сумел вернуться на поле, еще долгие годы играл и до сих пор, как видите, работаю в футболе.

Вратарь — всегда в центре внимания. Свою работу Валерий Макаров старался делать на совесть.

— В чем меня никогда не могли обвинить — так это в отсутствии характера и бойцовских качеств. А так, конечно, за карьеру всякое бывало. И сэйвы невероятные делал (как в матче с киевским «Динамо», завершившемся вничью — 1:1), и «бабочки» пускал… Выручил команду — трибуны аплодируют, пропустил простой мяч — свистят. Такая участь у вратарей — они всегда на виду. А в матчах с хорошими командами особенно, ведь работы прибавляется на порядок. Помню, был период в нашем футболе, когда при ничейном результате для выявления победителя пробивались пос-лематчевые пенальти. Вот это было испытание для голкиперов! Я, кстати, очень неплохо одиннадцатиметровые отражал. И бил с «точки» отменно, как выяснилось (смеется), меня даже всерьез хотели главным пенальтистом команды сделать, но, правда, потом от этой затеи отказались…

Во всех компонентах вратарской игры Валерий Макаров чувствовал себя уверенно. Но все же (как он сам считает) лучше ему давалась игра на линии ворот.

— Реакция у меня была отменная! Это был мой конек. Не скажу, что на выходах действовал плохо, но все-таки игра кулаком оставляла желать лучшего. Я хоть и прыгучим был, но небольшого (по вратарским, разумеется, меркам) росточка. Хотя это сейчас вратарей ростом чуть ли не под перекладину подбирают, а тогда на рост мало внимания обращали. Даже за сборную страны совсем невысокие Николай Карасев из горьковской «Волги» и Анзор Кавазашвили из московского «Спартака» играли…

Нередко наш герой сравнивает «Таврию» своего времени и нынешнюю.

— Разница, конечно, очень большая. В мое время в команде были в основном местные ребята, крымские. Из Симферополя, Бахчисарая, Феодосии, Евпатории… Почему стадион всегда был заполнен до отказа? Да потому, что приезжали болельщики из регионов — поболеть за своих. Выходца из Армянска Валю Прилепско-го поддерживал весь Северный Крым! Потому что он был первым, если не ошибаюсь, игроком из этого региона, надевшим футболку «Таврии». Попробовал бы Прилепский сыграть плохо — да его бы болельщики со стадиона не выпустили. Когда знаешь, что на трибунах сидят твои родные, знакомые, знакомые твоих знакомых — совсем с другим настроением играешь: и эмоциональный подъем просто сумасшедший, и силы откуда только берутся… Самураям (как мы в свое время называли легионеров) этого не понять. Они играют за деньги. Хорошо отыграл — здорово. Плохо — ничего страшного, бывает. Они могут пожалеть о недополученных премиальных, но не о том, что о них плохо отзовутся болельщики. Легионеры отработают свой контракт — и уедут домой. А местным игрокам здесь жить. Сейчас, по-моему, в «Таврии» переизбыток легионеров. Это хорошо, что в клубе наконец-то стали обращать внимание на своих воспитанников, появились в команде те же Голайдо, Зборовский… Верю, что со временем крымчан в «Таврии» будет большинство, а из легионеров останутся только настоящие звезды.

За свою игровую карьеру Валерий Макаров защищал цвета не только «Таврии».

— В 1970 году целая группа игроков «Таврии», в том числе и я, была призвана на армейскую службу в одесский СКА. Также мне довелось поиграть в запорожском «Металлурге», кировоградской «Звезде», завершал карьеру в николаевском «Судостроителе». И все-таки нигде, кроме «Таврии», не чувствовал себя своим. И это, наверное, нормально, ведь «Таврия» — моя родная команда.

Повесив бутсы на гвоздь, Валерий Макаров не расстался с футболом. В 1976 году он вернулся в Симферополь, где и по сей день работает детским тренером.

— Детским тренером меня сделал Эммануил Абрамович Анброх. Именно он пригласил меня работать в детско-юношескую спортивную школу. Конечно, я еще мог поиграть два-три года, но от таких предложений в те времена отказываться было не принято: футбольных школ в стране было мало, и вакансии в них, как правило, отсутствовали. Я принял приглашение, о чем, признаюсь, никогда в своей жизни не пожалел. Работа с детьми оказалась моим вторым призванием.

Самый известный воспитанник Валерия Макарова — нынешний нападающий «Таврии» Андрей Зборовский. Уже в детстве Зборовский, по словам Валерия Николаевича, выделялся среди своих ровесников.

— У меня в «Таврии» была очень хорошая команда ребят 1986 года рождения. В своем возрасте она оказалась лучшей в первой лиге страны, заняла четвертое место в финальном всеукраинском турнире в Белой Церкви. Зборовский, кстати, стал лучшим бомбардиром турнира, получил специальный приз. Думаю, у него хорошее будущее в «Таврии». Конечно, здорово, что в «Таврии», где я сейчас работаю, стали много внимания уделять детскому футболу. Это будущее клуба. Ребята хорошо экипированы, у них нет проблем с выездом на сборы и соревнования. Главная проблема (и это беда не только «Таврии», но и нашего города) — отсутствие в Симферополе футбольных полей. Детей приходится тренировать на песке. Это ненормально! Столичные власти уже не первый год обещают решить вопрос со строительством на РС «Локомотив» хотя бы искусственного газона, но, увы, дальше обещаний дело не идет.

У Валерия Макарова спортивная семья. Супруга Светлана Матяж — известная в прошлом баскетболистка: семикратная чемпионка Украины в составе киевского «Динамо», пятикратный призер чемпионата Украины в составе симферопольского «Спартака». Внучка Руслана сейчас всерьез занимается большим теннисом.

— Я хоть и стал футболистом, любовь к баскетболу не прошла. В свободное время посещал домашние матчи симферопольского «Спартака», в составе которого и заприметил Светлану. Как правило, спортивные души легко находят друг друга. Двое моих сыновей от первого брака, Андрей и Дмитрий, спортсменами не стали. А вот 12-летняя внучка Руслана уже штампует медали в большом теннисе. Я очень горжусь ее успехами и верю, что у нее большое спортивное будущее.

Сейчас Валерий Макаров даже представить себе не может, как бы сложилась его жизнь, не окажись он в свое время в футболе.

— А зачем об этом думать? Все ведь сложилось так, как сложилось. Мне грех о чем-то жалеть. У меня была отличная футбольная карьера, сейчас я продолжаю заниматься любимым делом, я окружен понимающими и любящими меня людьми… Может, это и есть то, что называют счастьем?

Александр Рыженко, «Крымское Время»


Ссылки по теме:
Відправити
  • Комментарии
Работает на Disqus