Таврiя

Футбольний клуб з Сімферополя

Офіційний сайт

Вячеслав Портнов
20 грудня 2013, 20:10
Інтерв'юФото пресс-службы «Таврии»

Вячеслав Портнов: «Я еще когда играл, решил, что буду тренировать именно детей»

Отличный фланговый нападающий — удача любой команды. В 1966–1968 и 1972-м годах таким форвардом в «Таврии» был скоростной, работоспособный, дисциплинированный Вячеслав Портнов, — сообщает клубный официальный сайт. За это время он провел за симферопольцев 110 матчей в чемпионатах СССР (забив 12 голов) и 6 игр — в Кубках страны (2 мяча). После завершения карьеры первый в истории клуба из столицы Крыма мастер спорта Советского Союза, а теперь — заслуженный тренер Украины, заслуженный работник физической культуры и спорта Украины Вячеслав Николаевич уже почти 40 лет работает детским тренером.



— Вячеслав Николаевич, где начинали свой путь в футболе?

— Я родился в городе Сергиев-Посад Московской области. Никакой специализированной школы у нас там не было. Ребята играли в футбол во дворе, на обычной полянке над речкой. Вместо ворот у нас были длинные деревянные «штанги». Рядом паслись коровы и лошади. Мы, когда уставали, пили водичку из ямочек, которые оставались после ходьбы этих животных. Утолим жажду — и дальше играем (улыбается). А после этого — бегали в сады, доставали морковь, еще что-то. Осенью копали картошку, жарили ее. Было весело. Самое главное — детвора была на у-л-и-ц-е! Раньше наказанием было, если ребенка не пускали гулять. А сейчас дети настолько «привязаны» к компьютеру, что для них наказание — это как раз наоборот — пойти на улицу.

— Где проходили «футбольные университеты»?

— Когда я поступил в ремесленное (трудовое) училище, играл там на первенство области, попал в сборную Московской области физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы». Там формировалась сборная Советского Союза этого общества, я участвовал в Спартакиаде народов СССР. Перед армией я стал выступать за ярославский «Шинник». А затем — за московский ЦСКА, позже — за севастопольскую команду СКЧФ.

— В «Таврию» перешли именно из Севастополя...

— Когда я играл там, у меня было много предложений — «Спартак» (Москва), «Торпедо» (Москва), «Заря» (Ворошиловград, ныне — Луганск), «Николаев». Но я выбрал Симферополь. Моим переходом занимались Анатолий Заяев и тогдашний тренер «Таврии» Евгений Шпинёв. К слову, очень порядочный человек, с ним было приятно работать. Мне сразу дали квартиру в столице Крыма, я стал играть.

Таврия

— Что запомнилось из первого матча за «Таврию»?

— Это было в первом туре сезона-1966. В апреле мы на нынешнем стадионе «Фиолент» принимали львовский СКА. Запомнилось, что наш вратарь — Владимир Якубовский — играл с очень тяжелой травмой ноги, из-за которой пропустил весь остаток чемпионата. И до сих пор у него голеностоп остался невылеченным. Борьба в том поединке была очень тяжелой. С любой армейской командой играть было непросто. В том сезоне «Таврия» дебютировала в классе «А», заняв 12-е место во 2-й группе 2-й зоны.

— В 1967-м году в команде поменялся тренер, «Таврия» финишировала 17-й из 20 участников...

— Тренером стал Владимир Юлыгин. Я в том сезоне провел 34 игры, забил 5 голов. Первые чемпионаты в классе «А» для «Таврии» складывались непросто. Многое зависело от тренера, от того, насколько он поставит рабочий процесс, объединит коллектив. Как-то на одной из тренировок мы что-то не поделили с Валерием Захаровым. К нам подбежал Юлыгин и схватил меня сзади за руки. Этим воспользовался Захаров, пару раз меня ударивший. Я вырвался из рук тренера, и от обиды ему хорошенько врезал, потому что он не разобрался, что к чему. После того случая Владимир Юлыгин наказал меня на день зарплаты, а Захарова — больше. То есть, отчасти справедливость была восстановлена (улыбается).

— В конце 1968-го года вы поругались и с другим наставником «Таврии» — Анатолием Зубрицким...

— Я никогда не участвовал в «подковерных» играх, не искал место в числе «любимчиков». Поругались мы на тренировке, он меня оскорбил при ребятах. Я уехал. Но после этого он при встрече сказал мне, что во всех его командах дверь для меня открыта. Потому что он понял, что тогда был прав я. И спустя много лет, когда ему нужны были для пенсии справки из Симферополя, он обратился не к кому-нибудь, а именно ко мне. Я бегал в управление железной дороги несколько месяцев, «выбивал» нужные ему документы о работе в столице Крыма. И ничего, это — жизнь, главное — в любой ситуации оставаться человеком. Кстати, когда я вернулся в «Таврию», первый секретарь горкома партии, Михаил Ревкин, сказал мне, что нужно было при конфликте с Зубрицким обратиться за помощью к нему. Но это же было непросто с моральной точки зрения. К слову, в том чемпионате наша команда заняла при Зубрицком 6-е место в классе «А».

Таврия

— С 1969-го по 1971-й годы играли в Запорожье?

— Да. Хотя, конечно, сейчас бы я не ушел из-за того случая с Зубрицким. Все-таки он очень много делал для «Таврии», переживал за коллектив, ходил в парткомы, заботился о команде. А в Запорожье меня звали и после 1972-го года, который я снова провел в Симферополе. Но туда я уже не вернулся. Кстати, я никогда не жалею о совершенных поступках, потому что делал и делаю все на совесть. Даже в то время, когда в составе запорожцев забивал голы в ворота «Таврии». Тогда «Металлург» проиграл 2:3, а я забил 2 гола симферопольцам. Мы вернулись в Запорожье, нас вызвал секретарь местного обкома. Он спросил меня: «Почему ушел с поля?» Я ответил: «Не понял? Это же было решение тренера!» Он: «Я его накажу. Ведь мы вели 2:0, если бы ты остался, мы бы выиграли». Но в итоге наставника «Металлурга» пожалели — всего лишь выгнали из кабинета секретаря обкома (улыбается). Кстати, в том сезоне, когда «Днепр» тренировал Валерий Лобановский, мы их дважды обыграли, а я в обоих матчах забил голы.

— За что получили звание «Мастер спорта СССР по футболу»?

— Выступая за «Таврию», я два или три года подряд входил в сборную УССР. Не просто в расширенный состав, а в число первых 11-ти. О том, что мне присвоено звание мастера спорта, я узнал в симферопольском университете. Ведь тогда очень сложно было купить газету «Футбол». Мы с ребятами пришли сдавать экзамен по анатомии на факультет физической культуры, а декан меня увидел и давай поздравлять. Причем, он не сразу сказал, по какому поводу. Но когда он протянул мне газету «Футбол» с информацией о присвоении игрокам нашей сборной званий, было очень приятно! Дома в тот день телефон просто разрывался — было очень много звонков с поздравлениями.

— Ваши лучшие партнеры в «Таврии»?

— В первое время мне помогали освоиться в команде Анатолий Глухоедов, Виталий Живица, Георгий Михохос, Павел Александров, с которым мы перешли в симферопольскую команду из Севастополя. Я играл флангового нападающего.

Вячеслав Портнов

— На кого тогда равнялись?

— В Советском Союзе в то время были отличные крайние форварды — Месхи, Метревели, Хмельницкий, Лобановский. Задачей флангового нападающего было убежать от защитника и выполнить навес или прострел. С моих пасов партнеры забили немало голов. У нас тогда была хохма. Я говорил Валентину Прилепскому: «Я прохожу по флангу, делаю передачу, мяч попадает тебе в голову и влетает в ворота. Ты получаешь квартиру, а мне — ничего». Просто у меня квартира тогда уже была (улыбается). До этого примерно так же юморили Месхи и Калоев. Только у них в шутке была фраза о месте в сборной СССР.

— Где играли после окончания выступлений за «Таврию»?

— Примерно полтора года провел в «Титане» (Армянск). А затем стал работать детским тренером. Сначала в КрымРозе, где среди моих воспитанников — Владимир Горилый, который играл за «Динамо» (Киев), сборную Украины. А затем перешел трудиться в Симферополь, в школу «Таврии». Я еще когда играл, решил, что буду тренировать именно детей. Мне с ними интересно. Даже в то время, что я 20 лет был директором футбольной школы, у меня постоянно была группа. Не было ни дня, чтобы я не занимался с детьми. Я воспитал Игоря Волкова, Константина Вихорнова, Александра Белозерского и многих других. Чтобы стать хорошим футболистом, нужны талант, усердие, характер, психология. Особо хочу подчеркнуть, что за все эти годы, у нас с ребятами не было никаких происшествий, работа шла просто прекрасно! Мне до сих пор звонят родители, спрашивают советов, благодарят.

— Расскажите о вашей семье?

— Мы с женой Валентиной Борисовной в следующем году будем отмечать золотую свадьбу. У нас двое детей — Марина и Игорь и три внука — Александр, Дарья и Влад. Младшему 1 февраля будет 3 года. Сын играл в высшей лиге у Михаила Фоменко. Сейчас ждем, что младший внук может стать футболистом. По крайней мере, мяч он почти не выпускает.

— В этом году «Таврии» — 55 лет! Наши поздравления вам!

— Благодарю! Люди приходят и уходят, а наш клуб остается. И должен оставаться! Симферополь и Крым заслуживают этого! У меня с «Таврией» связаны только самые лучшие воспоминания. Хочу, чтобы у команды наладились дела, чтобы зрители заполняли стадион и культурно поддерживали своих любимцев, чтобы у нас появилась современная спортивная арена, чтобы в составе было больше крымчан, чтобы ветераны были здоровы и жили долго-долго!

Вячеслав Портнов
Відправити
  • Комментарии
Работает на Disqus