Таврiя

Футбольний клуб з Сімферополя

Офіційний сайт

13 березня 2008, 18:49
Інтерв'ю

Талят Шейхаметов: «У «Таврии» — богатая история!»

Первый чемпион независимой Украины в составе «Таврии». Автор самого эффектного по версии телеканала «Евроспорт» гола 1/32 финала Кубка европейских чемпионов (предшественника нынешней Лиги чемпионов) в 1992 году. Лучший бомбардир симферопольской команды в сезоне-1992/93. Взрывной и необычайно техничный форвард, наводивший настоящую панику на оборонительные редуты соперника. Это лишь некоторые штрихи к портрету нашего сегодняшнего героя рубрики «Таврия» — гордость Крыма!» — Талята ШЕЙХАМЕТОВА.

Талят Шейхаметов — воспитанник узбекского футбола. Не удивительно, что пути-дороги привели талантливого форварда в ташкентский «Пахтакор».

— Еще будучи юнцом, пару сезонов я отыграл в коллективах второй лиги, а затем получил приглашение от главной команды Узбекистана — ташкентского «Пахтакора». Это был конец 1988 — начало 1989 года. Тренировал тогда команду Федор Сергеевич Новиков, 14 лет отработавший помощником самого Константина Ивановича Бескова в московском «Спартаке». Ему удалось собрать в «Пахтакоре» по-настоящему звездный состав, который легко решил задачу выхода в высшую лигу. Назову несколько фамилий: Хорен Оганесян (лучший, на мой взгляд, полузащитник Европы середины 80-х), Андрей Пятницкий (позже блиставший в «Спартаке»), Мустафа Белялов (игрок олимпийской сборной СССР), Геннадий Денисов (его сын Виталий сейчас играет в «Днепре»), Игорь Шквырин, Мирджалол Касымов… Даже просто тренироваться в компании таких исполнителей (я не говорю о том, чтобы играть!) было одно удовольствие. Если бы не распался СССР, эта команда, уверен, могла бы претендовать на самые высокие места в элите советского футбола.

В конце 80-х — начале 90-х годов крымские татары начали массово возвращаться на историческую родину. Поступило предложение перебраться в Крым (а заодно и в «Таврию») и нашему герою.

— Это был 1990 год. Из Крыма позвонили даже не мне, а моим родителям. Признаться, на тот момент мне совсем не хотелось уходить из «Пахтакора», в котором я уже практически завоевал место в основном составе. Но отец (к сожалению, уже покойный) настоял, чтобы я принял предложение «Таврии». В моем контракте, кстати, был пункт, предусматривавший, что меня отпустят из «Пахтакора» только в случае возвращения на родину, чем я в итоге и воспользовался. Адаптационный период в новой команде получился очень сложным — слишком уж в разный футбол играли «Пахтакор» и «Таврия». Прошло, наверное, полгода, прежде чем я стал понимать, чего от меня хотят тренеры.

Вместе с Шейхаметовым из Средней Азии в «Таврию» перебрались еще несколько крымскотатарских футболистов. Увы, не всем им удалось раскрыться в симферопольской команде.

— Самым именитым их них, безусловно, был Айдер Зейтулаев, один из лучших бомбардиров первой союзной лиги. К сожалению, он уже думал о завершении карьеры игрока, поэтому за «Таврию» отыграл всего лишь сезон. Не сумел пробиться в основной состав Асан Мустафаев. А вот защитник Сефер Алибаев, перешедший в «Таврию» двумя годами позже меня, с ходу стал не только незаменимым в симферопольской команде, но и помог ей выиграть титул первого чемпиона независимой Украины. Но мне бы не хотелось акцентировать внимание на национальном вопросе. Футбол не делает различий между людьми, он их объединяет в общее дело. Есть игроки, которые хорошо выполняют свою работу, и есть, которые — не очень. Только в этом разница.

1991 год выпал из карьеры Шейхаметова — поговаривали даже, что по семейным обстоятельствам он вынужден был вернуться в Узбекистан. Но на деле все оказалось куда банальнее.

— В конце 1990 года, уже на послесезонной тренировке (а бегали мы в «коробке»), я получил достаточно серьезную травму ноги. Травмировал меня, как ни странно, врач «Таврии» Черепанов. Была сложная операция, потом очень долго восстанавливался. В результате в 1991 году не провел ни одной игры…

В 1992 году в составе «Таврии» Шейхаметов стал первым чемпионом независимой Украины. Талят считает, что на тот момент симферопольская команда действительно была сильнейшей в стране.

— Распался «великий и нерушимый». Украинские команды, готовившиеся к выступлению в союзном чемпионате, своими сильнейшими составами перекочевали в новый турнир — чемпионат Украины. Сыграть против отечественных лидеров: киевского «Динамо», «Шахтера», «Черноморца» — для «Таврии», естественно, это был вызов. Мы выглядели не просто достойно — мы стали первыми чемпионами «незалежной». Сейчас многие считают, что успех пришел к нашей команде волей случая. Это все досужие разговоры. Случайно можно выиграть один матч, но не чемпионат. В своей группе мы опередили и донетчан, и одесситов, и еще семь неслабых соперников, да и в финале были сильнее динамовцев. Я часто задумываюсь над вопросом, что стало определяющим в завоевании «Таврией» «золота» первого чемпионата Украины, и все больше склоняюсь к мнению: наш состав был если не лучшим, то, во всяком случае, самым сбалансированным из всех участников первенства.

Из-за травмы Шейхаметову не удалось сыграть в «золотом матче» «Таврии» против киевского «Динамо». За финальной игрой во Львове он наблюдал, сидя у телевизора в одной из симферопольских гостиниц.

— Сначала перед нами стояла задача завоевать путевку в Кубок УЕФА — для этого нужно было занимать первое место в своей группе. Когда мы заняли первое место в группе — был финал. А что в финале терять? Если не ошибаюсь, перед решающей игрой во Львове в наличии у Анатолия Николаевича Заяева осталось только 14 действующих футболистов — в их числе
17-летний Сергей Есин и лишь раз выходивший на замену за весь сезон Юрий Михайлус. Целый ряд игроков «основы» (в том числе и я) были травмированы, приболел лучший бомбардир команды Юрий Гудименко, перебрали желтые карточки Игорь Волков и Сергей Андреев… Но даже с такими кадровыми проблемами мы однозначно не были слабее укомплектованного «Динамо», а по духу — даже сильнее соперника. Поэтому победили мы — по игре. Когда Сергей Шевченко на 76-й минуте отправил мяч в ворота Вальдемараса Мартинкенаса, появилась железная уверенность, что своего «Таврия» уже не упустит. Ощущения, которые переполняли после финального свистка арбитра, передать невозможно. Ради них стоит играть и терпеть любые трудности.

Завоевав «золото» первого чемпионата независимой Украины, «Таврия» получила право представлять страну в Кубке европейских чемпионов.

— Никакого международного опыта на тот момент у нас не было. Уже непосредственно перед официальным дебютом в Кубке «Таврия» слетала на двухдневный турнир в Испанию, где сыграла с местным «Спортингом» (Хихон) и голландским «Витессом». Вот и вся подготовка. Уже по ходу выступления знакомились и с уровнем соревнований, и, как ни прискорбно об этом говорить, с соперниками. Мы не то что видеоматериалов с участием оппонентов не видели, мы даже их составов не знали! Играли, что называется, с листа. Такое тогда было время.

В Кубке чемпионов «Таврия» прошла только одну стадию — 1/32 финала, оставив за бортом соревнований ирландский «Шелбурн»: 0:0 — на выезде и 2:1 — в Симферополе. Решающий мяч в домашнем поединке записал на свой счет Талят Шейхаметов. Этот гол телеканал «Евро-спорт» признал лучшим на стадии 1/32 финала турнира.

— Конечно, хорошо помню этот гол: обыграл нескольких игроков соперника и пробил в обвод вратаря в дальний угол. Потом смотрел запись: действительно, достаточно эффектно получилось.

В 1/16 финала турнира швейцарский «Сьон» оказался нашим землякам не по зубам. В обоих матчах «Таврия» уступила сопернику: 1:4 — на выезде и 1:3 — дома.

— На тот момент «Сьон» был очень серьезным соперником. Достаточно сказать, что оборону команды (вратарь и четыре защитника) составляли игроки сборной Швейцарии, которая два года спустя на чемпионате мира в США дошла до 1/8 финала. Были также в составе «Сьона» и трое бразильских легионеров, среди которых, конечно же, выделялся форвард Тулио (в 1995 году он стал самым дорогим футболистом мира). В дебюте первого поединка в Швейцарии мы демонстрировали очень добротный футбол, в целом даже переигрывали соперника. Но на 16-й минуте бельгийский арбитр Перо в спорной ситуации удалил нашего голкипера Олега Колесова, и мы, пожалуй, просто не сумели перестроиться, что и привело к крупному поражению. А уже в ответной игре в Симферополе во втором тайме (при счете 0:0) пошли ва-банк, и соперник, имевший в своем составе классных нападающих, нас за это наказал.

Постчемпионский сезон-92/93 оказался для «Таврии» провальным — симферопольская команда финишировала в чемпионате лишь на десятом месте.

— Игру, в принципе, мы демонстрировали хорошую, долгое время даже шли в первой пятерке. А потом неожиданно наступил какой-то провал. К сожалению, став чемпионом, команда не пошла по пути усиления состава, наоборот, стала терять своих ведущих исполнителей. Кроме того, на «Таврию», как на чемпиона, уже совсем по-другому настраивались соперники и, что особенно обидно, судьи (чуть ли не в каждом выездном матче нам били пенальти). Все это в итоге и привело к печальному результату.

В жизни большинства игроков наступает момент смены команды. Вынужден был покинуть «Таврию» и Талят Шейхаметов.

— В конце 1993 года меня продали в Израиль. Там я провел восемь месяцев, после чего вновь вернулся в «Таврию» — сыграл несколько поединков в чемпионате и финал Кубка страны против одесского «Черноморца», в котором «моряки» победили в серии послематчевых пенальти (5:3). Финал Кубка, кстати, стал для меня последним матчем в футболке симферопольской команды. Мне было всего 28 лет — самый расцвет сил, но на тот момент в «Таврии» делали ставку уже на других исполнителей, более молодых, и я вынужден был покинуть Симферополь.

После ухода из «Таврии» Шейхаметов поиграл еще в «Кремне» из Кременчуга, а также стал чемпионом Украины в первой лиге в составе СК «Николаев» (кстати, под руководством Заяева). Впоследствии же перешел на тренерскую работу. Входил в тренерский штаб сначала «Крымтеплицы», а затем ФК «ИгроСервис». Сейчас помогает другому экс-таврийцу, Александру Головко, тренировать юношескую (1992 года рождения игроков) сборную Украины.

За выступлениями «Таврии» Талят Шейхаметов, конечно же, внимательно следит.

— «Таврия» — родная для меня команда, все-таки большая часть моей карьеры (лучшие ее годы) прошла именно в Симферополе. Естественно, я радуюсь ее успехам и огорчаюсь неудачам. Последние два-три сезона крымчане показывают стабильный результат. Это свидетельствует о том, что есть взаимопонимание между руководителями клуба, тренерским составом и игроками команды. У «Таврии» — богатая история. В год 50-летия хотелось бы пожелать симферопольскому клубу завоевать путевку в один из еврокубковых турниров. Думаю, это было бы хорошим подарком и болельщикам, и нам, ветеранам.

Александр Рыженко, "Крымское Время"


Ссылки по теме:
Відправити
  • Комментарии
Работает на Disqus